Единое профессиональное
поддерживающее поле

Личностное развитие

Автор: Макс Шупбах



Что значит – быть развитым, и каким образом развитую личность можно сопоставить с неразвитой личностью? То, что является личностным развитием для одного – движение назад для другого.
 
Личностное развитие фасилитатора играет большую роль в осуществлении на практике парадигмы Мировой Работы.
Что значит – быть развитым, и каким образом развитую личность можно сопоставить с неразвитой личностью? На мой взгляд, никто не может ответить на этот вопрос. Для социального работника личностное развитие связано с внимательным отношениям к явлениям статуса и привилегий и состраданием к тем, кто находится в тяжелом положении. Для того, кто руководит большой мэйнстримовой организацией, личностное развитие может ассоциироваться со способностью принимать тяжелые решения, помогающие организации оставаться конкурентоспособной и выживать. То, что является личностным развитием для одного – движение назад для другого.

Я имел счастье участвовать и со-фасилитировать на собрании аборигенных общин в Австралии. Мне вспоминается, как несколько лет назад во время одного из этих мероприятий мы готовились начинать встречу, которая должна была длиться примерно от трёх до чётырех дней. Я и два друга-австралийца были единственными белыми ребятами в группе. Дело было в Брисбейне, и мы ожидали аборигенов, живших в брисбейнском городском сообществе аборигенов, равно как и людей, проживавших на севере в более сельской местности или в более близкой к племенной по характеру обстановке. Часть людей, являвшихся старейшинами в своих общинах, были единодушны в том, что прежде, чем начинать встречу, нужно провести открывающую церемонию, включавшую в себя сожжение небольшого числа листьев эвкалипта. Группа, состоявшая из аборигенов из города и из племен, отправилась на поиски подходящего дерева и взяла меня с собой в поездку. Пока мы ехали через Масгрейв Парк, зеленую местность в Брисбейне, где был расположен Центр аборигенов, и где мы проводили заседания, мы увидели группу пьющих пиво аборигенов, сидевших на земле в парке. «Ты видишь это», - сказал мне один из старейшин брисбейнской общины, «вот что дискриминация сделала с нами. Вот так они сидят, наши братья, пьют пиво в 9 утра. Это серьёзная проблема. Они нуждаются в помощи». Мы искали дальше, продолжая общий разговор о дискриминации. 

australia.jpgМы, наконец, нашли дерево, срезали несколько ветвей, и поехали обратно. Как только мы выбрались из машины, один из старейшин одной племенной общины с севера, который в течение обсуждения почти все время хранил молчание, подошёл ко мне и обратился, понизив голос, по всей видимости, не желая открыто выказывать неуважение своему городскому товарищу: «Не принимай это утверждение за совершенную правду. Мне показалось, с этими ребятами в парке всё нормально. Хотя они пили пиво, они сидели на земле, и потому были в контакте с величайшим источником силы в жизни – они в хороших руках. Наш же друг здесь, однако, сидит на стуле целый день. И вот это действительно проблема, далеко превосходящая потребление алкоголя. Это он с его установками – вот кому в действительности нужна помощь». Этот случай долго не оставлял меня. Хотя у меня со времени моего первого визита в Австралию около 20 лет назад образовалось много тесных контактов и дружеских отношений с австралийскими аборигенами, этот случай побудил меня обрести больше связей и совершить путешествие на север, чтобы больше узнать об установке, которая стояла за этими словами. Для нас, европейцев, европейских американцев и европейских австралийцев, личностное развитие часто ассоциируется с христианским принципом чистоты, с тем, чтобы быть «хорошей» личностью. Дэйвид, туземный человек из племени, высказавший мне это важное соображение, научил меня, что личностный рост может оцениваться по нашей связи с природой и землей, внекритическим источником жизнеспособности и поддержки. Я смог многое осознать благодаря этой точке зрения, включая много значимых уроков о более гармоничном балансе жизни и работы. Через несколько лет я выучил в рамках этого принципа урок: если чувство удовольствия не присутствует в том, что мы делаем, то это и не стоит делать. Достаточно любопытно, что данная установка сама по себе помогает предотвращать негативные зависимости. Хотя они по характеру своих нравственных учений и на противоположных полюсах, обе модели личностного развития едины в своём желании большего счастья для человека. Оба взгляда, тот, что видит личностное развитие в усилии по преодолению негативной зависимости перед лицом расовой дискриминации, и тот, что видит развитие в сознательной или бессознательной попытках придерживаться традиционных ценностей, приобретают смысл внутри этой более широкой перспективы. В течение этой встречи эта тема занимала нас как сообщество те четыре дня, пока мы работали вместе. Личностное развитие и разнообразные противоречия, связанные с ним, – выражения всеобъемлющих тенденций, существующих в группах, и зарождающихся неповторимых обсуждений того, что значит жить счастливой жизнью. Как, с этой точки зрения, мы можем обрисовать личностное развитие Мироработника?

Мне нравится думать, что один из важных аспектов – это сам тот факт, что мы имеем понятие личностного развития, и в состоянии понимать наши собственные проблемы и опыты в рамках системы представлений, позволяющих нам видеть себя в качестве развивающихся духовных существ или совершенствующихся людей. Когда мы работаем с группами и организациями, коллектив неизбежно становится нашим учителем. Наши лучшие нравственные устремления сталкиваются с лучшими нравственными устремлениями другой группы. То, что мы считаем развитием, другая группа считает застоем. В этом контексте, личностное развитие означает раскрытие навстречу этому многообразию и осознание всех наших проблем с другими людьми или подгруппами как областей, в которых нам нужно расти и познавать других. Как нам осуществлять это, зависит от каждого из нас. Каждому из нас свойственно по-своему учиться и расти, и каждого должно уважать и поддерживать соответственным способом. Пожалуйста, познакомьтесь с упражнениями, чтобы увидеть некоторые примеры того, как мы, как лидеры, участники и фасилитаторы организаций, можем использовать наши собственные проблемы, чтобы расти как личности.

Макс Шупбах - Президент Института Глубинной Демократии, Портленд, США.

Возврат к списку