Единое профессиональное
поддерживающее поле

Процессуально-ориентированная работа с симптомами

Автор: Людмила Сербина




Процессуально-ориентированная работа с симптомами

Сербина Л.Н.
канд. психол. наук, психотерапевт Единого Европейского Реестра (ЕАР), международный сертификат по процессуальной работе, учредитель и член совета Профессионального Процессуального Сообщества, руководитель модальности процессуально-ориентированная психология и психотерапия ОППЛ, преподаватель и cупервизор ОППЛ, преподаватель ИИППР


Идея, состоит в том, что физический симптом – это не только медицинская проблема, нечто подлежащее лечению, а скорее потенциально значительное физическое выражение Сновидения, во многом подобно тому, как ночные сны, по существу, представляют собой зрительные выражения Сновидения. Исследуя природу симптома, процессуально ориентированный терапевт надеется на раскрытие новых частей жизни индивида, а также на то, что симптом будет становиться менее важным, или даже исчезнет [3].

А.Минделл, основатель процессуальной психологии, говорит о том, что симптомы не всегда можно излечить средствами, воздействующими на конкретные части вашего тела, поскольку телесные проблемы, от которых вы страдаете, в известном смысле, не являются только вашими собственными – их также можно найти во взаимоотношениях и в социальных проблемах, в прошлом и даже в будущем и процессуальная психология предлагаются новые методы работы с симптомами, включающие в себя множественные роли во взаимоотношениях и шаманские психологические установки.

Процессуальный подход рассматривает симптом или боль как конфликт, между двумя внутренними частями: тем, кто этот симптом создает - «создатель симптома» и тем, кто страдает «жертва симптома». Важно найти доступ к «создателю симптома», раскрыть его фигуру, силу и творческий потенциал.
А. Минделл пишет, что Телесные симптомы – это поля яростных сражений, полных напряжения и тревоги. Если вы отрицаете свои симптомы, то сдерживаете битву, и симптомы, как призраки, преследуют вас по ночам. С другой стороны, если вы сосредоточиваетесь только на их реальности, то испытываете подавленность и страх, особенно если их нельзя немедленно излечить.


Упражнение на раскрытие создателя симптома:


• Определитель с каким симптомом вы хотели бы поработать. Почувствуйте симптом, усильте его, разверните.
• Постарайтесь уловить сущность ощущения, представьте того, кто создает симптом, (кто стучит, сжимает, давит). Превратитесь в «создателя симптома». Посмотрите, легко ли вы можете идентифицироваться с призраком, который стоит за симптомом. Используйте подушку или вашего партнера, чтобы превратиться в «создателя симптома».
• Каково послание или информация от создателя симптома? Посмотрите, можете ли Вы использовать это творчески. Перевоплотитесь и позвольте своему опыту выражать себя в виде звука, движений руки, быть может, быть может, движений, похожих на танец, быстрого очерка всех этих методов.
• Сделайте заметки. Что меняется, если Вы привносите это в ваши отношения, каждодневную жизнь, мир?

Симптомы можно рассматривать как сиюминутные, которые возникают внезапно и также быстро исчезают и хронические симптомы, которые длятся годами. Наша цель, при работе симптомом – это осознанность. Хронический симптом - это как постоянный будильник, который пугает нас и это правильно: жизнь – это процесс жизни и смерти и что-то в симптоме хочет достигнуть осознания. Информация, которая стоит за хроническими симптомами, насыщена и при ее раскрытии обнаруживаются наши жизненные мифы и сценарии. Минделл пишет, что хронический недуг человека представляет собой проблему длиною в жизнь, это часть процесса индивидуации. Не сам человек создает проблему, а скорее душа человека посылает посредством болезни важное сообщение человеку.

Юнг открыл, что детские сны подобны личному мифу, они задают долговременные модели жизни. Минделл в своей работе экспериментировал с детскими снами и обнаружил, что, кроме того, они зеркально отражают хронические симптомы.

Вы можете отгадать хронические симптомы людей по их наиболее ранним сновидениям и воспоминаниям. Ранние, первые детские воспоминания и детские сны рассказывают об одном и том же. И те, и эти можно использовать в качестве описания моделей жизни.
При работе с телесными симптомами Минделл предлагает работать с симптомом сразу на всех трех уровнях реальности, они составляют часть более полной системы. Чаще всего в медицине и когнитивной психологии подход к работе с симптомом сосредотачивается на уровне общепринятой реальности, как правило, сосредоточивается на физических, пространственных и временных аспектах того, что определяется как «болезнь». Психологические подходы обычно избегают работы с физическим телом и сосредоточиваются на поведенческих проявлениях или грёзоподобных (трансперсональных и духовных) переживаниях.

serbina.png

Рис. 1. Проявление телесных симптомов на различных уровнях реальности


Минделл предлагает многоуровневый подход, идею которого можно найти в даосизме.

Дао в древнем тексте Лао Цзы «Дао Де Цзин», а именно, загадочное «Дао, которое невозможно выразить словами» и самые ранние китайские представления о Дао (появившиеся раньше «Дао Де Цзин») определяют его как «путь», «смысл», а также «жизненную сущность». По мнению Роса, это представление о Дао «составляет основу здоровья, жизненной энергии и психологического благополучия». Дао – это «одно», «неотделанное», «простое», «сила, направляющая всю нашу жизнь», которая развертывается в мир десяти тысяч вещей.


Упражнение для работы с симптомом на всех трех уровнях реальности.


• Устройтесь поудобнее, позвольте своему телу расслабиться. Сделайте несколько глубоких вздохов и почувствуйте свое тело. Когда вы будете готовы, позвольте своему вниманию спокойно исследовать ваше тело, обследовать голову, плечи, грудь, живот, таз, ноги, ступни и т.д.
• Позвольте вашему осознанию замечайте любые мерцающие ощущения давления, тяжести, дрожи, боли, жжения и т.п. Обращайте внимание даже на самые незначительные сигналы, вроде легких давлений, ощущений, звуков в нутрии вашего тела. Задайте себе вопрос: Какое ощущение, связанное с имеющимся у вас телесными симптомом?
• Далее сосредоточьте внимание на этом ощущении, представьте его «перед внутренним взором», попробуйте представить, как выглядит, звучит это ощущение симптома. Усильте это переживание и почувствуйте этот опыт. Прочувствуйте его по настоящему хорошо.
• Теперь используйте одну из ваших рук, чтобы делать движения, которые каким-то образом выражают то, что вы переживаете. Когда вы будете способны выразить свои внутренние переживания, спросите себя, что именно выражают ваши руки. Тут вы должны доверять своему внутреннему опыту, даже если он кажется иррациональным. Теперь, делая эти движения рукой, найдите первоначальный импульс, скрытый за этими движениями. Чтобы найти «семя» этого опыта, может быть полезно снова делать те же самые движения рукой, но чувствуя с той же интенсивностью, делать движения все менее и менее явными и все более и более незаметными до тех пор, пока вы не ощутите их сущность.
• Устанавливая контакт с самой первой тенденцией, стоящей за движением руки, видом, чувством или звуком, вы можете обнаружить, что она кажется очень иррациональной. Чем бы она не была, постарайтесь поверить в нее. Сосредоточивайтесь на этой сущности, этой первоначальной «тенденции», семя которой дало начало вашему телесному опыту. Вообразите или переживите базовую тенденцию, намерение, мотивацию или энергию за ощущением, на котором вы сосредоточиваетесь.
• Позвольте своему уму выразить эту сущность в виде звука или в виде образа. Если у вас получаются и звук, и образ, старайтесь издавать звук и видеть образ одновременно – звук и образ сущности энергии, которую вы чувствовали. В чем мир этого звука, этого образа, этой сущности знаком вам и в то же самое время отличается от вашего обычного мира?
• Сделайте себе заметку относительно сущности, которую вы переживали.

В течении более чем сорока лет Минделл исследовал и расширял основные идеи, по работе с симптомами и его практика с более чем со ста тысячами человек по всему, предлагает подходить к работе с симптомами связывая воедино то, что мы знаем о психологии, медицине, физике и духовных традициях.



Возврат к списку